Asterisk представляет из себя программную систему телефонии (в том числе VoIP), работающую на операционных системах семейства Linux. Важной особенностью данной системы является то, что она свободно распространяется и имеет открытый исходный код. Asterisk имеет существенные преимущества по сравнению с обычной офисной коммутируемой АТС. Имя проекта произошло от названия символа «*».
В комплекте с необходимым оборудованием Asterisk обладает всеми возможностями обычной АТС. Также он поддерживает ряд VoIP-протоколов (SIP, H.323, IAX2, MGCP, SIMPLE, Skype, XMPP). Asterisk обладает следующими возможностями:
- Голосовая почта
- Конференц-связь
- IVR (интерактивное голосовое меню)
- Центр обработки звонков (постановка звонков в очередь)
- Call Detail Record (детализация вызова)
Стоит отметить, что при наличии соответствующих навыков работы с Asterisk, можно создать офисную АТС, с учетом почти всех требований. Asterisk поддерживает множество устройств, начиная со старых телефонов с импульсным набором и заканчивая современными беспроводными VoIP-устройствами.
Таким образом, Asterisk является революционным продуктом в области телекоммуникаций. Это первый шаг к интеграции телекоммуникаций и открытого программного кода. Asterisk является совместимым с множеством стандартов и, в то же время, достаточно гибким продуктом. Однако, стоит отметить, Asterisk является достаточно сложной системой, для ее настройки и эксплуатации необходимы специальные знания.
Asterisk появился благодаря Марку Спенсеру в 2004 году. Он задумался о создании программной АТС в тот момент, когда у него не стало хватать денег на систему колл-центров для его компании. Далее проект разрабатывался сообществом свободных разработчиков, каждый из которых имел уникальный опыт в своей сфере. Именно это повлияло на успех продукта. Многие компании переходят сейчас на Asterisk.
Возможности Asterisk
Asterisk обеспечивает стандартные функции АТС:
- Исходящая и входящая связь;
- Внутренняя связь (добавочные номера для сотрудников);
- Caller ID — позволяет идентифицировать номера вызывающих абонентов. Без данной функции все звонящие — анонимны;
- Call waiting — позволяет ставить вызов на удержание, либо принимать второй входящий звонок. Является своего рода «второй линией»;
- Call transfer — переводит звонки абонентов на другие номера. Данная функция позволяет эффективно использовать все лини и номера;
- Call Forward — переадресация вызова. В случае, когда номер «занят» или «недоступен» происходит перевод звонка на любой номер, в том числе мобильный и международный.
- Call Holder — удержание звонка. Позволяет поставить звонок на ожидание, на фоне будет играть красивая музыка. Пример: диспетчер, разговаривая с клиентом, хочет посоветоваться со специалистом. Он ставит звонок на удержание и набирает другой номер. После консультации он возвращается к разговору с клиентом;
- Call picking — перехват вызова. Позволяет перехватывать вызов с одного телефонного аппарата на другой;
- Call parking — парковка вызова. Сотрудник офиса, положив трубку, подходит к другому телефону и возобновляет разговор. Удобная функция для сотрудников, постоянно перемещающихся по офису;
- Call completion -завершение вызова без нажимания рычага/кнопки;
- Call Deatil Records — сохранение всех записей о звонках.
В списке продвинутых функция АТС Asterisk находится следующее:
- Call Center — позволяет ставить звонки в очередь с распределением их по свободным диспетчерам;
- Конференц-связь — одновременный разговор нескольких человек;
- IVR — голосовое меню компании. Звонящий услышит фразы, в котором будут предлагаться различные вариант действий, соответствующие определенным кнопкам на телефоне;
- Voicemail — голосовая почта с индикацией новых сообщений. Если вызываемый абонент занят или недоступен, звонящий может оставить голосовое сообщение;
- Call recording — запись разговора;
- Call Spy — подслушивание разговора;
- Call Instrusion — вторжение в разговор;
- Speed dial — сокращенный набор номера;
- Redial — повтор последнего набранного номера;
- Recail — вызов последнего входящего номера;
- Hotlime — вызов без набора;
- Blacklist — черный лист;
- Whitelist — белый лист (запрет всех входящий звонков, кроме тех, которые находятся в белом листе)
- Callback — обратный вызов.